Домик путевого обходчика
Место, куда мы переехали после сноса, изначально планировалось для железнодорожного филиала нашего музея. Для размещения экспозиции требовалось помещение. И хотелось, чтобы оно тоже было своего рода «экспонатом». Нам попались фотографии сохранившихся сторожевых домов Бологое-Полоцкой железной дороги. Эти домики имели свой шарм. Особым акцентом, ловящим внимание, был вынесенный вперед деревянный карниз на резных кронштейнах.
На рубеже XIX-XX веков в России массово строились железные дороги. К проектированию вокзалов и иных сооружений привлекались многие выдающиеся архитекторы. Сформировался свой особый архитектурный стиль, который получил название «железнодорожный модерн».
Дома для путевых сторожей, построенные по типовому проекту, стояли на расстоянии нескольких километров друг от друга вдоль всех железных дорог того времени. До настоящего времени их практически не сохранилось.
Мы решили воссоздать сторожевой дом на нашей территории и нашли в Российской государственной библиотеке альбом исполнительных чертежей Бологое-Полоцкой железной дороги 1905 года. Там был чертеж типового сторожевого дома. Но, все размеры указаны в саженях, аршинах, вершках! Эти единицы измерения не привычны для современного человека. Пришлось изучать какими мерами пользовались до революции и пересчитывать в привычную метрическую систему. Чертим чертежи, строим 3D-модели, ищем строителей.
В 2017 году был построен сруб нашего домика, а через год сложена печь. Но, к сожалению начать отделку мы уже не успели. Над музеем стали сгущаться тучи и мы поняли, что снос, увы, неизбежен. Нам пришлось долгое время использовать построенный домик как склад для экспонатов, которые успели вывезти перед сносом.