В нашем музее оказались обломки старинного домкрата, найденные в лесу. Деревянный корпус полностью сгнил. Частично сохранились металлические детали, которые значительно проржавели. Нам удалось восстановить конструкцию конструкцию этого домкрата и примерные годы его производства.
Домкрат Р-6 был изготовлен в тридцатые годы прошлого века и использовался на железной дороге. Грузоподъемность этого домкрата составляла 6 тонн. Грузовые железнодорожные вагоны того времени имели массу около 8 тонн. Такой грузоподъемности вполне хватало для проведения ремонтных работ. Также легкие танки Т-26 образца 1931 года оснащались этим домкратом.
Сохранившиеся домкраты (фото взято с форумов):
Усилие от вращения рукоятки передавалось на зубчатую рейку посредством двух пар зубчатых колес. Интересно, что все ведущие шестерни имеют всего по 4 зуба, чем обеспечивается большое передаточное отношение и несущая способность при компактности механизма.
В «Памятке по работе с домкратами», изданной Государственным транспортным железнодорожным издательством в 1942 году, приводится описание этого домкрата:
Реечные домкраты общего назначения применяются для подъема небольших грузов массой от 1 до 20 тонн на небольшую высоту при различных вспомогательных работах.
Домкрат представляет собой деревянную, окованную сталью коробку 1, в которой перемещается зубчатая рейка 2. Верхний конец рейки снабжен вращающейся головкой 3 для подъема груза, нижний загнут и образует лапу 4 для подъема низко расположенных грузов.
Рейки приводятся в домкратах малой грузоподъемности одной, а в домкратах большей грузоподъемности двумя зубчатыми парами, получающими вращение от рукоятки 5. Вращение по часовой стрелке соответствует подъему груза, против часовой стрелки — опусканию.
Для удержания груза в поднятом состоянии служит храповик и собачка 7. При отпущенной собачке груз удерживается только усилием, приложенном к рукоятке. Это является недостатком реечных домкратов. При случайном выскальзывании рукоятки из руки при спуске груза, последний падает.
Высота подъема груза ограничена упором лапы в верхнюю боковую планку, в которой установлены оси зубчатых колес.
Для лучшего закрепления домкрата на опоре служат шипы 8 в его основании. Кольцо 9 служит для переноски домкрата. При этом рукоятка устанавливается в положение 6 для транспортировки.
Вес домкрата — 70 кг.
По результатам исследования механизма домкрата была сделана действующая модель в масштабе 1:7.