«Постой паровоз, не стучите колеса
Кондуктор нажми на тормоза...»
Слова этой песни известны каждому. Но кто они кондуктора, упомянутые в этой песне? У нас в музее появился новый экспонат — железнодорожный мундир начала XX века.
Мундир представляет собой двубортный сюртук с шестью фирменными пуговицами, пришитыми на каждую сторону и имеет малиновые выпушки, что говорит о принадлежности к службе движения. Также малиновые выпушки есть и на фуражке.
В 1878 году для всех железных дорог Российской империи была введена единая форма обмундирования. Все служащие Министерства путей сообщения делились на 4 разряда:
инженеры путей сообщения;
чиновники центральных учреждений;
чиновники местных учреждений;
железнодорожные служащие.
Принадлежность к определенной железнодорожной службе обозначалась цветом выпушек на мундире и головном уборе. Служба пути носила зеленый цвет, служба тяги — синий, служба движения — малиновый, а телеграфная служба — желтый.
На воротнике сюртука пришиты петлицы без просветов с малиновой выпушкой и пуговицей с эмблемой Министерства путей сообщения — скрещенным топором и якорем. Такие петлицы носили рядовые служащие низших классов согласно Табели о рангах, т. е. это был простой кондуктор, сопровождавший вагон или младший тормозной кондуктор.
Должность кондуктора была введена 6 августа 1851 года высочайше утвержденным Положением о составе Управления Санкт-Петербургско-Московской железной дороги, где был определен состав и функции поездной бригады.
Обер-кондуктора нанимал начальник отделения дороги. Сейчас эту должность можно назвать бригадиром. Обер-кондуктору подчинялись все кондукторы, сопровождающие поезд. Пассажирский вагон обслуживали два кондуктора, один из которых был старшим. На остановках старший кондуктор наблюдал за порядком в вагоне, собирал билеты и рассаживал пассажиров, а в пути находился на тормозной площадке снаружи вагона при переднем тормозе. При приближении к станции он обходил вагон и объявлял ее название и время стоянки. Каждый Кондуктор имел при себе должностную инструкцию, положение о сигналах, сигнальные флаги и фонарь, коробку петард. Младший Кондуктор постоянно находился при заднем тормозе, и следил как за поездными, так и за путевыми сигналами. Багажный кондуктор принимал и сдавал вещи пассажиров и отвечал за их сохранность, а в пути тоже находился при тормозе. Товарные поезда сопровождали обер-кондуктор и несколько кондукторов, которые были не в каждом вагоне.
Кондукторы в пути обеспечивали безопасное следование поезда. На крутых спусках паровоз не сможет самостоятельно остановить состав. Если он начнет тормозить первым, то передние вагоны будут выдавлены с рельсов весом хвостовых. Поэтому торможение должно начаться с хвоста поезда. В то время на поездах не было дистанционного управления тормозами как сейчас. Каждый вагон был оборудован механическим тормозом, который приводили в действие в ручную. И это была основная работа кондукторов. Машинист давал команду паровозным гудком и кондукторы начинали начинали крутить штурвалы механических тормозов в вагонах, останавливая состав.
Работа кондуктора была почетной и высокооплачиваемой. На эту работу брали сильных и крепких людей в возрасте от 21 до 60 лет, обладающих хорошим здоровьем, отличным зрением и слухом. При поступлении на службу и периодически они проходили медицинское обследование и испытывались на знание должностных инструкций, положения о сигналах и других нормативов и правил, необходимых для исполнения своих должностных обязанностей.
Железнодорожный транспорт во все времена был сложной и многогранной отраслью, требовавшей высокой квалификации работников. Для подготовки кондукторов были организованы специальные училища — кондукторские школы. В Вышнем Волочке была одна из них и готовила кондукторов для нужд Министерства путей сообщения. Специальность кондуктора требовала определенных познаний в технических науках. Учащихся учили закону божьему, чистописанию, начальным понятиям по физике, математике, механике и черчению, ремеслу. Кондуктор был техническим помощником и мог руководить рабочими.
На учебу брали в основном детей унтер-офицеров в возрасте 14-17 лет. Поступающие должны были представить аттестат или свидетельство об окончании ими "полного курса учения в уездном или городском училище Министерства народного просвещения". За поступающего «прошение» о приеме и документы подавали его родители или попечители. При поступлении мальчики подвергались строгим вступительным экзаменам по математике и русскому языку. Кроме этого кандидаты должны были пройти предварительный медицинский осмотр.
В наше время образование, полученное в кондукторских школах, можно назвать средним специальным.
С изобретением дистанционной пневматической системы управления тормозами профессия кондуктора стала не нужной.