20 июля 1969 года посадочный модуль Аполлона-11 коснулся поверхности Луны. За этими событиями, происходившими более 50-ти лет назад, следили все. «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
Для мира компьютерных игр тоже случилось не менее грандиозное событие.
Среди миллионов, наблюдавших за посадкой Аполлона-11, был 17-летний Джим Сторер, студент высшей школы города Лексингтон штата Массачусетс. Джим с большим интересом следил за полетами Аполлонов.
Осенью 1969 года Сторер написал простую программу на школьном компьютере PDP-8 на языке ФОКАЛ. Пятьдесят строчек кода описывали посадку на Луну. За основу был взят реальный набор уравнений, которому Джима научил его отец. Программа вызвала большой интерес несмотря на простоту.
s
В игре не было никакой графики, только текст. Задача игрока была посадить лунный модуль на поверхность планеты и не разбиться. Скорость корабля с каждой секундой увеличивается под воздействием гравитации и погасить ее можно работой посадочного двигателя. На каждом шаге цикла в 10 секунд игрок должен задавать скорость сжигания топлива числами от 0 до 200. В ответ компьютер выдавал сообщения об высоте, скорости и оставшемся топливе.
Сторер представил свою игру компании DEC, производителю компьютеров PDP-8, которая искала инновационные и интересные способы использования своих машин. Такие программы использовались в образовательных и демонстрационных целях. Так игра Джима Сторера распространились среди других пользователей PDP-8 через группу образовательных продуктов DEC.
Компьютер PDP-8
Игре суждено было покинуть академические круги институтов и мир «больших машин» чтобы стать доступной широкой публике благодаря фирме Atari, пионеру разработки видеоигр. Игра модернизировалась, появилась графика и немного усложнился сюжет. В 1979 году Atari выпустила игровой автомат «Посадка на Луну». Это была первая аркадная машина с векторным дисплеем, которая послужила прототипом для других игр.
«Lunar Lander» можно считать родоначальником жанра космических симуляторов. Возможно игру несколько раз изобретали заново, переписывали на нескольких языках — Бейсике, Фортране, PL-1. Эту игру можно было найти практически на каждом компьютере. Даже была версия для программируемого калькулятора типа Б3-34 или МК-61.
Сейчас проведена большая работа по подготовке и отладке этой игры, найденной на сохранившихся дисках с БСЭМ-6. Скоро ее можно будет запустить на музейной ЭВМ через терминальный доступ.
.----------------------------------------------------------------------------------.
I I
I I
I I
I I
I I
I ЕNGLISН / РУССКИЙ °Р I
I I
I ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ВЫЗЫВАЕТ ЛУННЫЙ МОДУЛЬ: I
I I
I ДЛЯ ПОСАДКИ ПЕРЕЙДИТЕ НА РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. I
I I
I КАКОВ ВАШ ОПЫТ: 0 1 2(НОРМА) 3 4 5 6 7 8 9(ОПЫТА НЕТ) ° I
I I
I ЧТО У ВАС ° 1 I
I I
I ВЫ ДОЛЖНЫ УКАЗЫВАТЬ СКОРОСТЬ РАСХОДА ТОПЛИВА ЧЕРЕЗ КАЖДЫЕ 10 I
I I
I СЕКУНД. РАСХОД ДОЛЖЕН БЫТЬ ИЛИ 0 ИЛИ ОТ 8 ДО 200 ФУНТОВ В СЕКУНДУ. I
I I
I У ВАС 15500 ФУНТОВ ТОПЛИВА. I
I I
I ВЕС КАПСУЛЫ СЕЙЧАС 32500 ФУНТОВ, ВКЛЮЧАЯ ТОПЛИВО. НАЧИНАЙТЕ I
I I
I ПОСАДКУ. I
I I
I ПЕРВЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ ЗАМЕР ВЫСОТЫ: I
I I
I ВРЕМЯ(СЕК) ВЫС(МИЛИ + ФУТЫ) СКОРОСТЬ(Ф/С) ТОПЛ(ФУН) I
I I
I 0 120 0 5280 15500 I
I I
I РАСХОД=0 I
I I
I 10 109 5016 5333 15500 I
I I
I РАСХОД=0 I
I I
I 20 99 4224 5386 15500 I
I I
I РАСХОД=0 I
I I
I 30 89 2904 5438 15500 I
I I
I РАСХОД=0 I
I I
I 40 79 1056 5491 15500 I
I I
I РАСХОД=0 I
I I
I 50 68 3960 5544 15500 I
I I
I РАСХОД=0 I
I I
I 60 58 1056 5597 15500 I
I I
I РАСХОД=Т80 I
I I
I 68 49 3633 5639 15500 I
I I
I РАСХОД=200 I
I I
I 76 41 2484 5204 13900 I
I I
I РАСХОД=200 I
I I
I I
I I
I I
.----------------------------------------------------------------------------------.