Издавна мореплаватели вверяли якорю судьбу корабля, если ему грозила гибель на прибрежных скалах. Нередко якорь в эту страшную минуту оказывался последней надеждой на спасение.
Якорь был изобретен очень давно. Несколько тысячелетий назад. Как только первобытный человек построил свой первый «корабль», возникла необходимость остановить его на середине реки или вдали от морского берега. И не всегда можно было удержаться с помощью шеста или зацепиться за дерево, растущее на берегу. Камень, привязанный к длинной лиане, прекрасно решил эту задачу. Это был первый в истории человечества якорь.
Постепенно конструкция кораблей совершенствовалась, увеличивались их размеры и водоизмещение. Так же совершенствовались и якоря. В конструкции первых якорей использовались камни и дерево. С развитием технологии литья металлов, камень заменили свинец и железо. С появлением профессии кузнеца, конструкции якорей усовершенствовались.
Возникновение якорного производства на Руси теряется в глубине веков. Кованные якоря изготавливались еще до крещения Руси. Об этом свидетельствуют многие экспонаты, собранные в краеведческих музеях.
Своими якорными мастерами когда-то славились Ярославль, Вологда, Казань, Городец, Воронеж, Лодейное Поле, и многие города Урала.
Развернувшееся при Петре I отечественное кораблестроение, повлекло за собой быстрое развитие кузнечного дела. Петр лично установил жесткие правила испытания производимого в стране железа.
В 1722 году Петр I выпустил «Регламент об управлении Адмиралтейства и верфи», которым утвердил технологию изготовления якорей: «Якоря должен делать по положенной пропорции из доброго железа, и смотреть накрепко, чтоб прутья крепко и плотно добрым железом были связаны перед тем, как станут класть в горн». При нагреве в горне предписывалось тщательно следить за тем, чтобы металл «ни пережечь ни холодно вынять, дабы плотно сварилося везде и непроварки б не было». Те же условия следовало соблюдать и «в приваривании рогов к веретену», и во время «битья на наковальне». От якорного мастера Петр требовал не просто «управлять работы с прилежанием и добрым мастерством», как от других кузнецов, а «великое прилежание и крайнее искусство».
На изломе хорошо видны слои железа, из которого изготовлен рог якоря
При Петре якоря подвергались испытанию на прочность. «…Якори задеть оного за кольцо, что имеетца у цевья, канатом и продеть тот канат в блок, что учинен для вышеописанного железа, и подняв кверху до самого блока, спущать, не одерживая, на чугунный брус или доску раза три. И буде от того устоит, то насечь на нем мастеру, где делан, и число настоящего года и свое мастерское и управительственное, кто при одной пробе случитца, имяна и вес и литеру «Р», которая значит, что опробован, и по насечке отдавать в казну з запискою. А которые пробы не устоят, но изломаютца или разседины покажутца, таковых не принимать, но велеть исправлять в надлежащество, и по исправлении паки пробовать против вышеописанного и по пробе отдавать в казну. А за то время, что при исправлении пробудут, за работу ничего не давать, ибо они повинны оное исправно зделать с одного разу». Такая проба якорей бросанием стала в России традиционной и сохранялась почти до конца XIX века.
Якоря - «кошки» с несколькими лапами были незаменимы на речных судах. Эти якоря были очень цепкими. Как бы такой якорь ни лег на дно, два рога сразу же готовы врезаться в грунт. Сейчас такие якоря используются на малых судах на озерах и реках. Так же есть вариант со складными лапами для небольших туристических лодок.